ГБУ РО «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области»

Информация по вопросам, связанным с результатами государственной кадастровой оценки

1786

Уважаемые жители Ростовской области!

 

Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» (далее – ГБУ РО) в связи с поступающими многочисленными обращениями в адрес ГБУ РО по вопросу изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости, считает возможным пояснить следующее.

I. До 01.01.2023 на территории Ростовской области действовали результаты определения кадастровой стоимости, полученные в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и установленные по состоянию на 01.01.2013 (земли сельско-хозяйственного назначения) и 01.01.2014 (иные категории земель).

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости не изменялись в течение более 8 лет. При этом за прошедший период существенно изменилось как законодательство в сфере государственной кадастровой оценки, так и рынок объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 01.01.2022, рассчитывалась на основе рыночных цен предложений 2021 года. При анализе результата определения кадастровой стоимости необходимо сравнивать не динамику ее изменения, а нахождение ее в диапазоне общественного представления о величине стоимости и ценности объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2022.

При этом кадастровая стоимость сама по себе не является налогом и не налагает каких-либо обязательств на правообладателей объектов недвижимости, а является одним из элементов налогообложения и используется при исчислении региональных и местных налогов (статья 378.2, главы 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговое бремя при применении кадастровой стоимости регулируется налоговыми ставками, устанавливаемыми законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, экономическое основание (статья 3 Налогового кодекса) устанавливаемых на основе справедливой кадастровой стоимости налогов заключается в установлении дифференцируемых налоговых ставок и льгот в зависимости от формируемой непосредственно органами местного самоуправления налоговой политики на местах.

II. На государственном уровне действуют следующие меры поддержки населения – согласно норме ч. 17 статьи 396 Налогового кодекса РФ установлен коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение исчисленной суммы земельного налога для физических лиц не более чем на 10 % по сравнению с предыдущим годом.

III. В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»» установлены особые правила определения налоговой базы по земельному налогу за налоговый период 2023 года.

Кадастровая стоимость земельных участков, полученная по результатам проведенной в 2022 году государственной кадастровой оценки, подлежит применению после 01.01.2023 с учетом следующих особенностей.

Налоговая база по земельному налогу за налоговый период 2023 года будет определяться как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.

То есть, если кадастровая стоимость земельного участка в 2023 году повысилась, то для целей расчета налогов за 2023 год будет применяться кадастровая стоимость, действовавшая в 2022 году, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.

Таким образом, за налоговый период 2023 года налоговая база будет определяться исходя из кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2022, в следующих случаях:

1)       в отношении земельного участка отсутствует кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 01.01.2022 (в т.ч. для земельного участка, образованного и поставленного на государственный кадастровый учет после 01.01.2022);

2) кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 01.01.2023, не превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 01.01.2022;

3) внесенная в ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик (площади, вида разрешенного использования и т.п.), в т.ч. в течение 2022 года.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Федеральной налоговой службы от 06.02.2023 № БС-4-21/1327 «О рекомендациях по применению правил определения налоговой базы по земельному налогу, предусмотренных абзацем восьмым пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ».

IV. По вопросам отсутствия в выписках из ЕГРН, полученных после 01.01.2023, сведений о кадастровой стоимости земельных участков, обращаем внимание на следующее.

В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН.

Внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), согласно которому сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества.

Полученные в ходе проведения в 2022 году государственной кадастровой оценки результаты определения кадастровой стоимости земельных участков утверждены постановлением минимущества Ростовской области от 11.11.2022 № П-7 и официально опубликованы и доступны для всеобщего ознакомления на Официальном портале правовой информации Ростовской области https://pravo.donland.ru/doc/view/id/Постановление_П-7_16112022_32423/, а также официальных сайтах минимущества Ростовской области и ГБУ РО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период после 01.01.2023, осуществляется ГБУ РО на основании перечня объектов недвижимости (далее – Перечень), формируемого публично-правовой компанией «Роскадастр» (далее – ППК «Роскадастр»).

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ ППК «Роскадастр» в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с Порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0283.

Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных ППК «Роскадастр», за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ.

После чего ГБУ РО в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://razvitie-ro.donland.ru/activity/13330/) и направляет данный акт в орган регистрации прав (Управление Росреестра по Ростовской области) для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.

Также Федеральным законом № 237-ФЗ установлен специальный порядок определения кадастровой стоимости вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения полученных результатов кадастровой оценки, то есть в период с 01.01.2022 по 01.01.2023 (ч. 5 ст. 16 Закона № 237-ФЗ). Согласно данному порядку определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости осуществляется в течение сорока рабочих дней после получения актуализированного Перечня в отношении вышеупомянутых объектов недвижимости. Перечень должен быть сформирован и представлен ППК «Роскадастр» в течение десяти рабочих дней со дня начала применения полученных результатов кадастровой оценки (ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ).

Таким образом, пересмотр полученных результатов кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости объектов недвижимости после 01.01.2023 в порядке статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ напрямую зависит от сроков предоставления ППК «Роскадастр» Перечней соответствующих объектов недвижимости.

В связи с чем в целях оперативного получения сведений о результатах определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ, все заинтересованные лица могут воспользоваться вышеуказанным официальным сайтом ГБУ РО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - https://razvitie-ro.donland.ru/activity/13330/.