ГБУ РО «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области»

ВС РФ поддержал позицию Минфина по вопросу о правилах указания страны происхождения товара в заявке на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ

9

Решение ВС РФ от 29 мая 2025 г. N АКПИ25-158

ВС РФ проверил обоснованность выводов специалистов Минфина России, изложенных в информационном письме от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 (далее - Письмо), и не нашел оснований для признания недействующими абзацев 358 указанного документа.

В частности, судьи в своем решении отметили, что Письмо носит информационный характер, является результатом анализа норм ГК РФ, Закона N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875. При этом документ не формулирует общеобязательных правил поведения, отличных от требований этих нормативных правовых актов, а соответствующие разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования их положений и не влекут изменения правового регулирования правоотношений в сфере закупок.

Также судьи подчеркнули, что доводы административного истца об устойчивой правоприменительной практике в части возможности указания в заявке нескольких стран происхождения товаров являются несостоятельными, поскольку она основывается на положениях ст. 66 и ст. 67 Закона N 44-ФЗ, утративших силу 1 января 2022 года. Поэтому применение указанного подхода к правоотношениям в рамках действующей редакции ст. 43ст. 51 Закона N 44-ФЗ, в том числе в условиях применения национального режима в закупках.

Напомним, что в Письме представители Минфина России, в частности, разъяснили что наименование страны происхождения товара является существенным условием контракта. Указание нескольких стран происхождения товара в заявке Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Поэтому неопределенность по вопросу о стране происхождения товара на момент заключения контракта в виду указания в заявке нескольких стран происхождения товара может являться основанием считать контракт незаключенным.

Также представители министерства обратили внимание, что страна происхождения товара является основополагающим условием для предоставления национального режима в сфере закупок. При этом вопрос о включении в Закон N 44-ФЗ возможности указания в заявке нескольких стран происхождения товара в Минфине России не рассматривается.